Звуко-слоговой анализ слов - залог успешного овладения навыками чтения и письма
Письмо - это процесс перевода устной речи в буквенную модель, а чтение - процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме.
Фонематический анализ должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой.
За основу аналитической и синтетической работы берется звук, а буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком. Отсюда – огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.
Пропуски букв, их замена, искажение слов, ошибки при написании слов с орфограммами – все это результаты слабой работы по звуко-слоговому анализу слова.
Чтобы правильно написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового, зрительного, речедвигательного и двигательного анализаторов.
Полезные игры и упражнения
Для работы в домашних условиях можно порекомендовать следующие виды упражнений, проведение которых доступно каждому из родителей.
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог первый? Второй? Третий?)
2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. (Придумать слово, состоящее из одного, двух, трех слогов).
З. Составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги «потеряли» свое место, надо «помочь» им его найти: на-ро-во ; ток-ло-ма, ка-сум - ворона, молоток, сумка и т.д.).
4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из этих слогов: «го-ло-ва»?).
5.. Образование новых слов путем добавления («наращивания») ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово ?).
Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?)
2. Придумывание слов с определенным количеством звуков. (Придумать слово, состоящее из трех, четырех, пяти звуков).
З. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а").
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? - Звук К (крот) или Г (грот). А к слову «пар»? - Звук К (парк). А какие новые имена можно получить), если добавить один звук к имени «Оля»? (Толя, Коля, Поля).
5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук? - Сом, лом, ком, Том, ром).
В занятия постепенно включаются и письменные упражнения в виде записи под диктовку отдельных слов с обязательным предварительным разбором их звуко-слогового состава. Вся запись слов (а затем и предложений) производится с обязательным проговариванием, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова.