Бережливая образовательная организацияВ современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях –это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
- организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
- разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
- организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
- улучшить материально-техническую базу;
- внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
- развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
- развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
- внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.
Наиболее распространенные в образовательных организациях инструменты бережливого производства такие как:
- стандартизация;
- организация рабочего пространства (5S);
- визуализация;
- канбан (доска задач).
Нормативная база:
Документы правительства Нижегородской области
- Распоряжение правительства Нижегородской области от 27 февраля 2018 г № 172-р "О реализации проекта "Эффективное правительство, эффективный муниципалитет" (скачать)
Документы министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
- Приказ от 27.12.2018 г. № 2926 "Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") по внедрению бережливых технологий в системе образования Нижегородской области на период 2018-2021 годы" (скачать)
- Приказ от 07.11.2018 г. № 2459 "Об оптимизации внутренних процессов в подведомственных государственных образовательных организациях Нижегородской области" (скачать)
- Приказ от 14.08.2018 г. № 1808 "О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области" (скачать)
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Обея
Организационно-методическая работа (сайт НИРО)
Дорожная карта внедрения бережливых технологий
Циклограмма проектной деятельности по внедрению бережливых технологий
Консультационная поддержка внедрения бережливых технологий
Методические материалы
Круглый стол «Бережливые технологии - проще, чем кажутся, результативнее, чем думается
Информационно-аналитическая работа (сайт НИРО)
Мониторинг внедрения бережливых технологий
Информационный банк реализованных оптимизационных проектов
Лучшие практики внедрения бережливых технологий
Литература
Проекты:
"Обработка отчета на 1 сентября (кол-во учащихся в классе, по годам рождения, мальчики/девочки)"
"Поиск дидактического материала к уроку"
"Оптимизация работы школьного гардероба для обучающихся"
"Обработка общих сведений о педагогах"
"Оптимизация отчетной деятельности классных руководителей" |