- читательская грамотность
- естественнонаучная грамотность
- математическая грамотность
- финансовая грамотность
- креативное мышление
- глобальные компетенции
Нормативные материалы
Письмо Минпросвещения России от 26.01.2021 № ТВ-94/04 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”
Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 “Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Приказ МО НО "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области" от 17.09.2021 № 316-01-64-60/21
Методические материалы
Методическое пособие для учителей "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ"
- читательская грамотность
По новым ФГОС каждый педагог должен развивать функциональную грамотность своих учеников. Среди ее элементов читательская грамотность занимает особое место. Именно она – ключ к другим видам функциональной грамотности.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. При этом базовый предмет, на котором это нужно делать, – конечно, литература.
Учитель может использовать задачи на формирование читательского навыка на любом этапе урока.
Выделяют три уровня читательской грамотности у школьников: высокий, средний и низкий.
PISA исследует способность учеников находить, сравнивать, сопоставлять и интегрировать информацию из нескольких источников.
Презентация "Читательская грамотность" ("Актион Образование")
Осмысленное чтение 5-6 кл. Осмысленное чтение 7-8 кл. Осмысленное чтение 9 кл. Оценочные материалы 5-9 класс (Читательская грамотность)
- естественнонаучная грамотность
- математическая грамотность
- финансовая грамотность
Мультсериал Смешарики: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/azbuka-finansovoj-gramotnosti-so-smesharikami/
Мультсериал Простоквашино https://disk.yandex.ru/i/GmNc0fKeDQxTgA
Онлайн-уроки финансовой грамотности на сайте: https://dni-fg.ru (осенняя сессия 2023)
- креативное мышление
- глобальные компетенции
Полезные ссылки
Ссылки на используемые ресурсы
Сайт Мои финансы
Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
- Банк открытых заданий Федерального института оценки качества образования
- Примеры заданий PISA по читательской грамотности
- Примеры заданий PISA по математической грамотности
- Примеры заданий PISA по естественнонаучной грамотности
- Примеры заданий PISA по креативному мышлению
- Примеры заданий PISA по финансовой грамотности
Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
Яндекс. Учебник Марафон по функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
Тест «Цифровые компетенции педагога»
Инновационная деятельность
"Формирование функциональной грамотности обучающихся 5-8 классов в образовательном процессе школы посредством активизации межпредметных связей"
Описание площадки
Период работы площадки — с 09.09.2021 по 30.06.2025
Уровень площадки — муниципальная
Статус площадки — инновационная
Руководитель площадки: Брызгалова Людмила Федоровна
Состав участников: Богатырева Галина Николаевна, Боровкова Татьяна Игоревна, Воробьева Марина Николаевна, Рябова Татьяна Сергеевна, Смирнова Анна Александровна
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые
в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Цель инновационной деятельности – формирование функциональной грамотности обучающихся 5-8 классов в образовательном процессе школы посредством активизации межпредметных связей
Задачи:
- исследовать теоретические и прикладные характеристики процесса формирования функциональной грамотности в контексте достижения результатов на уровне основного общего образования;
- определить и обосновать возможности активизации межпредметных понятий как условия формирования функциональной грамотности школьников;
- исследовать стартовый уровень сформированности функциональной грамотности учащихся основной школы (5-8 классов);
- отобрать межпредметное содержание, обеспечивающее формирование функциональной грамотности школьников, выявить содержание, технологии и организационные формы активизации межпредметных понятий для формирования функциональной грамотности;
- создать банк межпредметных дидактических материалов для формирования функциональной грамотности школьников.
Практическая деятельность:
Входная диагностика 5-6 классы (сентябрь 2022 г.)
Дидактические материалы по компонентам функциональной грамотности