В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимается много усилий, направленных на изучение условий и последствий применения в образовательном процессе цифровых технологий, описывающих изменение учебной и внеучебной работы педагогов, новых требований, предъявляемых к ним администрациями учебных заведений. При этом широко освещаются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса. Детальный анализ опыта стран, являющихся лидерами в области образования, позволил уйти от простого перечня требований, предъявляемых к техническим навыкам педагогов, применяемых на учебных занятиях. Напротив, исходным и разделяемым нами являлось определение ИКТ-компетенций педагога, описывающее их как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.).
Международной экспертной группой Европейской комиссии (European Commission) была разработана рамка цифровых компетенций педагогов. - Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu).
В DigCompEdu выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков:
Блок 1: Профессиональные обязанности
Блок 2: Цифровые ресурсы
Блок 3: Преподавание и учеба
Блок 4: Оценка учащихся
Блок 5: Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе
Блок 6: Развитие цифровой компетенции учащихся
На основе данной рамки было проведено всероссийское исследование ИКТ-компетенций педагогов.
Важным преимуществом использованного подхода является не только возможность масштабировать методологию на конкретный регион, район или школу, но и применять ее педагогами для личного тестирования, получая индивидуальные рекомендации
и дальнейшие шаги по профессиональному развитию в этой сфере.
При желании по итогам тестирования педагог может запросить именной сертификат с результатами оценки своих цифровых компетенций.
Предлагаем вам проанализировать ваши сильные стороны и определить, в каком направлении вам следует совершенствовать навыки использования цифровых технологий в образовательном процессе. Ответьте на 22 вопроса данной анкеты и получите детальный анализ ответов, в котором будут представлены рекомендации и предложены конкретные шаги, которые вы можете предпринять, чтобы повысить уровень своего профессионализма.
Для учителей школ тест доступен по ссылке: https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-S-RU
Подход к расчету индекса ИКТ-компетентности (методика Евросоюза)
Индекс ИКТ-компетенций — это второй (наряду с Индексом цифровой грамотности педагогов) интегральный показатель, описывающий готовность российских учителей и преподавателей к активному применению ИКТ в образовательном процессе. В основе построения индекса лежит описанная выше Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework) для педагогов (DigCompEdu), включающая указанные выше22 компетенции, сгруппированные в шесть блоков.
Компетенции соотносятся с шестью уровнями опыта:
- Новичок,
- Исследователь,
- Интегратор,
- Эксперт,
- Лидер
- Новатор.
Распределение по группам происходит на основе баллов, набранных в результате прохождения анкетирования.
В каждой компетенции педагогу предлагалось выбрать один из пяти ответов, в наибольшей степени соответствующий ему лично.
При выборе ответа 1 — начисляется 0 баллов,
при выборе ответа 2 — начисляется 1 балл,
при выборе ответа 3 — начисляется 2 балла,
при выборе ответа 4 — начисляется 3 балла,
при выборе ответа 5 — начисляется 4 балла.
Таким образом, за каждый вопрос респондент может получить минимум 0 баллов, максимум — 4 балла. А по совокупности всех ответов на вопросы данного блока анкеты (22 вопроса) респондент может получить минимум 0 баллов, максимум 88 баллов.
Исходя из суммы набранных баллов, каждый респондент был отнесен к одной из 6 групп.
Правило отнесения к группе (в баллах из 88 возможных):
- 0–19 группа A1 Новичок (Newcomer)
- 20–33 группа A2 Исследователь (Explorer)
- 34–49 группа B1 Интегратор (Integrator)
- 50–65 группа B2 Эксперт (Expert)
- 66–80 группа C1 Лидер (Leader)
- 81–88 группа C2 Новатор (Pioneer)
А1 Новичок педагогу необходимо развивать навыки использования цифровых технологий в образовательном процессе. Необходимо улучшить учебный процесс, следовать улучшениям в новом семестре/новой четверти и постепенно повышать компетентность в сфере применения цифровых технологий. |
А2 Исследователь педагог осознаёт, что цифровые технологии обладают высоким потенциалом, и хотел бы изучать их с целью применения в своей педагогической практике. Начал время от времени пользоваться цифровыми технологиями на своих занятиях. |
B1 Интегратор педагог экспериментирует с цифровыми технологиями в разных контекстах и с разными целями, интегрируя их в свою преподавательскую практику. Использует их творчески, стремясь совершенствовать свои профессиональные навыки и расширять области применения цифровых технологий. |
B2 Эксперт педагог уверенно, творчески и критически использует целый ряд цифровых технологий в своей профессиональной деятельности. Целенаправленно отбирает цифровые технологии и материалы для конкретных ситуаций и пытается разобраться с достоинствами и недостатками разных цифровых стратегий. Он полон любопытства, открыт новым идеям и понимает, что есть ещё много не опробованных им цифровых технологий, которые он мог бы применить в своей педагогической практике. Экспериментируя, он пополняет, структурирует и совершенствует свой арсенал стратегий. |
C1 Лидер |
C2 Новатор |