Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения. Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его.
На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи.
Для ребенка, который учится писать и читать, каждая операция представляет сложную задачу. При чтении ребенку приходится останавливать взгляд сначала на одной букве, потом на другой, так как поле зрения пока ограничено пределами знака. Необходимо сохранять направление движение глаза слева направо, последовательно узнавать каждую букву, соотнося ее с определенным звуком, осуществлять синтез двух звуков и произносить слог в целом
Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество речемыслительных, зрительных и кинетических операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении навыком письма эти операции представляются в развернутом виде.
В начальных классах общеобразовательной школы встречаются дети, у которых процесс овладения письмом и чтением нарушен. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Для правильного формирования письма и письменной речи необходимы:
1. Сохранный слух, зрение и интеллект.
2.Достаточный уровень сформированности всех компонентов устной речи (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи).
3.Определённый уровень развития внимания, памяти пространственно-временных представлений.
4. Сформированные навыки зрительного анализа и синтеза.
5. Готовность руки к письму.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы.
Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Специфические ошибки при оптической дисграфии
К ошибкам, связанными с нарушениями при оптической дисграфии относят ошибки:
- Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и - ш, ц - щ, п - т, л - м);
- Замены похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв (в - д, б - д, ш - т);
- Недописывание элементов букв (И-У);
- Зеркальное изображение букв (Е-З, С-Э).
Направления работы при оптической дисграфии
При устранении таких нарушений проводится работа в следующих направлениях:
- развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
- уточнение и расширение объёма зрительной памяти;
- формирование пространственного восприятия и представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
- дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Работа по профилактике и коррекции оптической дисграфии строится на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально-волевой сферы, с учетом особенностей психофизической деятельности младших школьников: обучение органически связано с развитием у них внимания, памяти, основных мыслительных операций.
Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.
Хороший эффект дают кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий
Представленный материал упражнений для коррекции дисграфии младших школьников может быть использован, в первую очередь, учителями-логопедами, педагогами образовательных учреждений, которые обучают детей с нарушениями речи.