Учение без мучения
Чтение является важной составляющей образования — большой объем информации мы получаем в виде текстов. Для того чтобы успешно воспринимать эту информацию, необходимо не только уметь быстро и свободно читать (владеть техникой чтения), но и обладать способностью извлекать смысл из прочитанного.
С учетом проблем нарушения чтения и письма предлагаю применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения».
В программе Зегебарт Г.М. «Учение без мучения» используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма. Упражнения данной методики позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма.
Упражнения могут быть использованы психологами, логопедами и учителями в качестве дополнительных заданий к любому учебнику чтения 1 - 4 классов общеобразовательной школы. Они будут полезны и родителям как дополнительный материал для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении вообще и чтению – в частности.
Задания
На первом этапе игры покажите ребенку стандартное изображение любой буквы, затем букву с «дефектом». Для этого наложите на карточку-букву небольшую полоску бумаги. Она прикроет часть изображения, которое в дальнейшем ребенку предстоит мысленно восстановить. Полоски можно накладывать с разных сторон буквы – тогда «чинить», достраивать в уме до целого предстоит ее различные части.
Познакомив ребенка с подобными изображениями нескольких букв, переходите ко второму этапу. Для этого разместите на столе карточки со стандартным изображением нескольких проработанных букв. Дополнительно к ним хаотично разложите карточки с изображением этих же букв, но требующих починки». Предложите рассортировать «дефектные» карточки, раскладывая их под стандартными изображениями соответствующих букв.
Проработав таким образом весь алфавит, убедитесь, что ребенок достаточно легко восстанавливает изображение «сломанных» букв до стандартного, только после этого переходите к восстановлению отдельных слов и предложений.
Далее проводится работа над текстами. Попытайтесь вначале прочесть тексты самостоятельно. В случае затруднения обратитесь к проверочной части. Но при совместной работе с ребенком старайтесь ею не пользоваться. Помогая начинающему читателю, дождитесь самостоятельного прочтения весьма сложного текста.
После каждого прочитанного текста предлагается проверить его. Работа по проверке задания запускает режим обратной связи, без которой развитие таких функций, как самоконтроль и анализ собственных действий, становится невозможным. Контроль любого выполненного задания должен осуществляться непосредственно учеником, но с использованием бланков ответов.
После чтения текста дается дополнительное задание. Это работа по подбору заглавий к расшифрованным текстам или поиск ответов на хитрые вопросы. Эта работа связана с пониманием скрытой информации.
В данной работе представлены тексты для чтения вслух, сложенные деформированных букв. Мысленное восстановление графического образа букв и чтение подобных текстов – задание, направленное на улучшение техники чтения и скорейший переход к его понятийной, смысловой стороне.
Главный итог используемых упражнений — быстрое и лёгкое формирование устойчивых навыков чтения, письма и счёта, так как подобные задания активизируют умственную деятельность в целом. В результате ребёнок постепенно учится учиться. Его практические успехи в школе становятся очевидны и окружающим, а это резко поднимает его самооценку.