СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Хорошая речь – одно из главных условий успешного обучения ребенка в школе. С каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Недостаточное речевое развитие является одной из причин школьных проблем. Известно, что длительная неуспеваемость способствует угасанию интереса к учебной деятельности. Поэтому для преодоления трудностей, обучающимся должна оказываться комплексная психолого-педагогическая и логопедическая помощь.
С какими же речевыми проблемами мы сталкиваемся: дефекты звукопроизношения, скудность словарного запаса, неумение грамматически правильно согласовывать слова в предложении и многое др. Подобные проявления в дошкольный период обычно не настораживают родителей. Однако в школе к языку ставят высокие требования, и ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение. У него возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки. Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности, со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.
Мы, логопеды, рекомендуем на уроках при изучении букв проводить c детьми логопедические минутки. Применение учителями начальных классов логопедических мероприятий в своей работе дает двойную пользу: устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями.
Начинать такую работу следует с первых дней обучения. К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» можно и нужно провести логопедическую минутку. Показать детям правильную артикуляцию звука «С». То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух.
Для закрепления звука «Ш» можно использовать такую игру: «Лопнул шарик». Дети поднимают руки и делают круг, будто надувают шарик. По сигналу учителя «шарик лопнул» - дети опускают руки и произносят звук «Ш». Для звука «Ж» используем игру «Жуки». Дети изображают жуков. Жуки сидят в своих домиках (за партами). По сигналу учителя – «Жуки полетели» - дети встают, машут руками, будто летают и жужжат: «жжжж». По сигналу – «Дождь» - садятся на места. Также и с другими звуками проводится артикуляционная гимнастика.
Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаниям звуков. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой. Рекомендуемые правила работы над скороговорками и чистоговорками: 1) Учитель проговаривает чистоговорки четко артикулируя. 2) Учащиеся хором повторяют, пытаясь воспроизвести то, что услышали. 3) 2-3 ученика самостоятельно говорят приведенный текст. Например: Са-са-са - вот летит оса. Со-со-со - у Сони колесо. Су-су-су - яблоко несу. Косарь скосил весь овес. Коси коса, пока роса.
Для предупреждения речевых расстройств, а также дисграфий, дислексий, предлагается использовать на уроках физкультминутки с элементами пальчиковой гимнастики. Это прежде всего необходимо потому, что в кончиках пальцев сконцентрированы рецепторы, импульсы от которых поступают в языковые моторные зоны коры головного мозга. Если при выполнении таких элементарных упражнений: нанизывание бусинок, застегивание пуговиц, шнуровка, выполнения аппликаций, рисования, ребенок испытывает трудности, это может быть свидетельством того, что у него могут возникнуть логопедические проблемы.
Значительный процент среди других нарушений речи составляет нарушение письма. Это является серьезной преградой для овладения учащимися школьной программой. Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Как учителю вовремя распознать и помочь ребенку? Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения. В этих процессах принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный и общедвигательный.
Существуют следующие специфические ошибки, которые могут проявляться на письме: I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия. Эти ошибки вызваны трудностью дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В письменной речи наблюдается смешение букв. Смешиваются обычно: 1) лабиализованные гласные: «рочей» (ручей), «тюплый» (тёплый); 2) звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции: «деди» (дети), «ситит» (сидит), «кослик» (козлик); 3) свистящие и шипящие согласные: «шиски» (шишки), «зелезо» (железо); 4) сонорные согласные; 5) аффрикаты: «чапля» (цапля), «утитель» (учитель), «пцицы» (птицы), «в туцах» (в тучах), «куриса» (курица); 6) нарушения смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
II. Ошибки, связанные с нарушением звукового анализ и синтеза. В звуковом анализе слова выделяются простые и сложные формы: узнавание звука среди других звуков, выделение звука из слова в начальной позиции и полный звуковой анализ слова. Простые формы анализа в форме формируются спонтанно ещё в дошкольном возрасте, а сложные – в процессе обучения грамоте. Затруднения при звуковом и слоговом анализе проявляются у детей на письме в виде таких специфических ошибок: пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка) перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила); недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка); искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щёки» (щёки); слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастене» (висит на стене), «у стала» (устала)
III. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: Часто у детей с недостаточным речевым развитием: 1)нарушается функция словообразования (при подборе проверочных слов): кот – котик, шаг – шагик, лёд – лёдик, хвост белки – бельчачий; 2) нарушение связи слов в словосочетании и предложениях: «жёлтая солнце», «скоро облетит деревья», «мы пели с огромным радостью», «на лесных полян», «Дети сидели на большими стулья».
IV. Смешение букв по оптическому сходству. Буквы рукописного шрифта – это различные комбинации определённых элементов, принятых в графической системе языка. Оптическое сходство букв, которое особенно усиливается в условиях скорописи, провоцирует возникновение ошибок у детей с несформированными оптико-моторными навыками. Оптически сходные буквы: с –е, о – е, у – д – з, л – и, м – ш, в – д. V. Смешение букв по кинетическому сходству. Кинетическое сходство имеют следующие буквы русского языка: о – а, б – д, и – у, У –Ч, п – т, П – Т, л – м, х – ж, ч – ъ, Г – Р, н – ю, и – ш, л – я, Н – К, а – д. Примеры смешения букв по кинетическому сходству: 1) гласные, в том числе под ударением: «кулок» (кулак), «чошка» (чашка), «памощь» (помощь), «луст» (лист), «миха» (муха); 2) прочие смешения: «длюдце» (блюдце), «доль» (боль), «тепрадь» (тетрадь), «нохик» (ножик), «классная рабата», «Тома мюбит куклу».
Ещё хочется отметить, что перечисленные выше ошибки при чтении и письме возникают у учеников не от лени, невнимательности или недоучивания орфографических правил. Такие ошибки появляются вследствие неправильного или недостаточного развития зон головного мозга, контролирующих речевые и неречевые процессы в ходе письма и чтения. Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации - больше читать и писать. Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа слова.
Вы можете посоветовать родителям или сами давать на уроке упражнение "корректурная проба". Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое? Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с-ш и т. д. Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Часто ученики с нарушением речи испытывают серьезные трудности и при запоминании стихотворений, причины этих трудностей: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой функциональной системы; нарушения в моторики; недостаточная мотивация к заучиванию стихотворений. Этот процесс можно облегчить, используя приём мнемотехники. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Рекомендации логопеда учителю: 1.Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам. 2.При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки. 3.Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки. 4.Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками. 5.Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов. 6.Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии. 7.Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.